Русский национальный костюм появился в 12 – 13 веках, и до 18 века его носили почти все слои русского общества – цари и бояре, купцы, ремесленники и крестьяне.
Позже, после культурных преобразований Петра I, костюм получил разделение по социальному статусу. Теперь он делился на “городской” и “сельский” (крестьянский). Городской костюм отвечал всем требованиям западноевропейских нарядов, а крестьянский сохранил национальное своеобразие вплоть до начала 20 века.
Элементы национальных русских костюмов
Основой женского национального костюма была длинная рубаха. Рубаху обычно украшали богатой вышивкой, иногда жемчугом. Поверх нее носили сарафаны (платья без рукавов) или понёвы.
Понёва – это самотканая юбка. Самым красивым цветом сарафанов и юбок считался красный (слово “красный” в переводе со старорусского означает “красивый”).
По праздникам женщины украшали свою голову кокошником, который был расшит жемчугом, золотыми и серебряными узорами. Кокошник считался семейной ценностью и передавался из поколения в поколение. Он был обязательной частью свадебного приданного.
Зимой надевали шубу и валенки. Шубы носили и крестьяне, и знатные бояре, и даже царь. На Руси было принято шить шубы мехом внутрь. Каким бы дорогим ни был мех, он служил лишь подкладкой. Сверху шубы покрывали материалом: бедные люди – сукном, богатые – парчой или бархатом. Мужчины зимой носили шапку-ушанку или треух. Женщины зимой повязывали на голову шерстяные цветные шали или вязанные пуховые платки.
Древние убеждения гласили, что женщина несколько лет после вступления в брак излучает мистические “плодородные лучи”. В разных деревнях этот период считался по-разному. Он мог длиться 1 год, 3 года или 5 лет, до рождения первого ребёнка, до третьей беременности и т.д. В этот период женский костюм должен быть содержать много красного цвета, золотую отделку, жемчуг и богатую вышивку.
Традиция не запрещала молодой жене носить наряд незамужней девушки. Однако существовало 2 ограничения. Во-первых, молодые незамужние девушки носили диадему, которая не полностью покрывала волосы. Замужние девушки (после рождения первого ребёнка) должны были скрывать свои волосы. Для этого они надевали кичку.
Кичка – это головной убор замужних девушек, отличительной особенностью которого были рога, торчащие вверх надо лбом. Во-вторых, замужняя девушка не должна была носить предметы “городского” стиля – длинные перчатки, зонты, сапоги и пр.).
Кроме того, замужним девушкам было разрешено украшать свои головные уборы цветными лентами.
Также существовали некие требование, которые касались вышивки на костюмах замужних женщин. Замужние девушки носили вышивки лебедей и деревьев в знак своей готовности стать матерями.
Мужской национальный костюм
Мужской национальный костюм также состоял из многих элементов:
Армяк – это пальто из тяжёлой ткани, которое, в основном, носили мужчины. Он появился в России в 16 веке. Такую одежду было принято надевать в любое время года в плохую погоду на кафтан, шубу, полушубок или дублёнку.
Армяк был изготовлен из армячины (верблюжьей шерсти) естественного цвета (белый, жёлто-коричневый или гороховый). Иногда материал окрашивали в чёрные, серые или коричневые цвета.
В конце 19 – начале 20 века армяк стали изготавливать из плотной фабричной ткани. Он напоминал широкий и длинный однобортный халат (длиной по щиколотку) с глубоким запахом справа налево, широкими прямыми рукавами и большим воротником.
Обычно такую одежду подпоясывали широким матерчатым ремнём, который мог иметь длину до 3 метров. Его концы собирались спереди и заправлялись в ремень.
В 18 — начале 20 века данный вид одежды получил большую популярность среди кучеров и извозчиков. Его также использовали не слишком богатые горожане в качестве верхней одежды. Бояре и богатые купцы носили армяк только в домашних условиях. Такая одежды была изготовлена из дорогих тонких тканей.
Бешмет – часть мужской верхней одежды, широко распространенная в юго-восточных районах европейской части России, среди донских, кубанских и уральских казаков.
Казаки могли носить бешметы, изготовленные из любой ткани и имеющие различные цвета. Такая одежда могла использоваться как домашняя, так и уличная. Молодые казаки надевали бешметы летом по случаю праздников. Старые казаки носили ватные бешметы.
Как правило, такая одежда была изготовлена из фабричных тканей, таких как шерсть, шёлк, атлас, хлопок. Пожилые казаки придерживались тёмно-синего, чёрного и коричневого цветов. В то время, как молодые предпочитали красный, зелёный и синий.
Бешмет имел длину до колен, сзади с обеих сторон были клинья. Воротник был стоячим, а рукава — длинными и узкими. К такому наряду полагался пояс, за которым с лёгкостью помещалась сабля. Пояс был изготовлен из кожи и украшен медными и серебряными кулонами, которые служили в качестве крепежей для сабли или кинжала.
Зипун – это и мужская, и женская верхняя одежда. Она появилась ещё в 17 веке. Зипун представлял собой короткую куртку с узкими рукавами. Его носили поверх рубахи и под кафтан. В 18 – 20 веках эта одежда являлась элементом костюма донских казаков. Его носила на рубашку под бешмет.
В большинстве регионов России зипун использовался в качестве повседневной одежды крестьян. Он представлял собой двубортный пиджак без воротника или с коротким воротником-стойкой. Застёгивалась такая одежда слева направо. В качестве застёжек использовались крючки или кожаные пуговицы с кожаными петлями.